понедельник, 6 августа 2012 г.

информация про пьессу антона павловича чехова вишневый сад






Сценарий Кто спасет наш вишневый сад? по пьесе А.П. Чехова Вишневый сад :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Выберите первую букву фамилии

Загрузка разделов…

ПОДПИСКА Цветной журнал с электронными приложениями Бумажные и электронные версии Скидки для постоянных подписчиков №14 – в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером. Вы можете скачать его бесплатно.

Сценарий Кто спасет наш вишневый сад? по пьесе А.П. Чехова Вишневый сад

, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу:

Обучающая цель урока: знакомство сдраматическим произведением через авторскуюинтерпретацию Методическая цель урока: осуществление нестандартных подходов в изучениилитературы в условиях ПУ; Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, ответственности за то, что происходит в родном государстве, любви к малой родине, отчему дому, ответственности перед потомками за вклад в развитие государства, развитие чувства прекрасного Психологическая цель: повыситьсамооценку учащихся, помочь преодолетьзастенчивость, неверие в собственныеспособности Задачи урока: заинтересовать учащихся творчеством гениального русского драматурга А.П.Чехова, познакомить с пьесой и её персонажами, закрепить теоретические знания по понятиям род, вид - жанр литературы Сценарий Действующие лица: Чехов А.П. Л.А. Раневская Гаев Лопахин Петя Трофимов Симеонов-Пищик Шарлотта Фирс Яша Зал украшен веточками, на которых белыебумажные цветочки (имитация вишневых веток),картинами. На доске натянут тюль, на нем цветаминадпись “Вишневый сад” А.П.Чехов. По полу рассыпаны мелкие белые цветочки, настолах цветы покрупнее для отзывов зрителей оспектакле. В углу сцены на возвышении большоекресло. Подвешено имитированное окно (рама откартины). Посредине круглый столик, на немажурная скатерть или салфетка. Учитель: Уважаемые гости! Мы приглашаем вас в театр. Выпознакомитесь с пьесой Антона Павловича Чехова“Вишневый сад” и с нашей интерпретацией. Пьесаотносится к особому роду художественнойлитературы – драматургии. У нас всё как внастоящем театре: есть режиссер и помощникрежиссера, актеры, костюмер, гример и дажезвукорежиссер. Немного теории. Всего, как вызнаете, существует три рода литературы: эпос,лирика и драма. Эпос- это последовательные повествованиекаких-либо событий, лирика подразумеваетраскрытие личностных переживаний автора илиперсонажей, а драматические произведенияпредназначены для постановки на сцене. Что жеможно поставить на сцене? Всего различают трижанра драматических произведений: трагедия,драма и комедия. Трагедия предполагаетнеразрешимый конфликт и в результате гибельгероев, драма тоже содержит конфликт, но исходболее-менее благополучный, а в комедии авториронизирует или смеётся над героями или над темиситуациями, в которые они попадают. Учитель: Так вот, Антон Павлович Чехов, нашотечественный гениальный драматург задумал инаписал пьесу “Вишневый сад” в жанре комедии. Впрочем, он сам вам сейчас всё расскажет, ведьон сегодня у нас в гостях. Выходит Чехов (костюм-тройка, галстук, шляпа, очки-пенсне, часына цепочке, зонт-трость) Добрый день, господа! (легкий наклон головы) АнтонПавлович…Спасибо, что пригласили... Не ожидал…Итак, “Вишневый сад”… Вы знаете, аведь это мое последнее произведение. Я был уже очень болен, когда дописывалпоследние сцены… Это было в 1904 году. Наступил XXвек. В нашей с вами России были довольно сложныевремена. Готовится смена власти. Дворяне врастерянности, одни бегут за границу, другиеприспосабливаются к новым условиям. Грядутперемены. Что они принесут? Бог знает… Я назвал свою пьесу комедией. Многие со мной несогласны, говорят, смеяться не над чем…Вамсудить, господа. Давайте-ка познакомимся с персонажами моейпьесы. Я их придумал, но теперь они уже живутсамостоятельно, иногда даже спорят со мной. Вотуже больше ста лет пьесу ставят не только встоличных драмтеатрах, но и в провинциях. Интереск ней не угасает. За рубежом нет такой страны, гдене ставилась бы моя пьеса “Вишневый сад”. Итак, Раневская Любовь Андреевна, помещица,хозяйка вишневого сада. Прошу! (садится в кресло на возвышении) Выходит радостная Раневская (шляпка, зонт –трость или ридикюль, длинное платье, веер, в рукахветочка). Раневская : Неужели это я? Здесь, в России. Мнехочется прыгать, размахивать руками. А вдруг ясплю! Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно,трепетно, когда мы ехали из Парижа, я не могласмотреть из вагона, все плакала… Я здесьродилась, я люблю этот дом, без вишневого сада яне понимаю своей жизни, и ...если уж надопродавать, то продавайте и меня вместе с садом… Прикладывает платочек к глазам.Демонстративно, в сердцах садится, обмахиваетсявеером. Впрочем, надо же пить кофе. Фирс, можешьподавать. Господи, устала-то как... Входит, шаркая, Фирс (клетчатая байковаядлинная рубашка, тапки, на голове платочек сузелками), несет чашку кофе, кладет подушечку подноги, поправляет складки платья. Фирс: Барыня моя приехала! Дождался! Теперь можно ипомереть… Раневская: Спасибо, голубчик, спасибо, мой старичок. Я такрада, что ты ещё жив. Пьет кофе. Вбегает Гаев (костюм светлый, на шеебант-галстук, в петлице цветок, в рукахбильярдный кий. Войдя, снимает шляпу и швыряет еёкуда-то в угол) Гаев: Желтого в угол! Дуплет в середину! Режу вугол! (капризно) В энциклопедическом словареупоминается про наш сад. Фирс, мне тоже кофе ипобыстрей! Фирс (ворчит, идет, не поднимая головы ): Дитя неразумное, опять галоши не надели. Вотпростудитесь… Ох, грехи мои тяжкие, дитянеразумное… Гаев (пафосно): Сестра моя! …..( рукуподнял, как будто что-то хотел произнести, ноосекся, опустил) Да... В энциклопедическомсловаре упоминается !.. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкапу лет?Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а тамвыжжены цифры. Шкап сделан ровно сто лет томуназад. Каково? Можно было бы юбилейотпраздновать. Предмет неодушевленный, авсе-таки, книжный шкап… (пафосно): Дорогоймногоуважаемый шкап! Приветствую твоесуществование, которое вот уже больше ста летбыло направлено к светлым идеалам добра исправедливости. Твой молчаливый призыв кплодотворной работе не ослабевал в течение сталет, поддерживая (вынимает платок, подносит кглазам, сквозь слезы) в поколениях нашего родабодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая внас идеалы добра и общественного самосознания. Раневская: Я тебя умоляю, Леня! (пауза) Тывсе такой же, братец! Гаев (смущенно): От шара направо в угол! Режу всередину! В энциклопедическом словареупоминается про наш сад. (садится на маленькую табуретку рядом, пьеткофе Раневской) Чехов: Вот они перед вами: добрые, милые, носовсем как дети, ...инфантильные значит… Не приспособлены к самостоятельной жизни, неработают, не знают, из чего печется хлеб, ведь всёза них делали крепостные, а крепостное правоотменили не так давно, сорок лет назад: в 1861 году.Они не понимают, что нельзя жить по-старому, а какпо-новому - они не знают, да и не хотят, в сущности,вникать. Господа! Сейчас придет Лопахин…ЕрмолайАлексеевич…Вы ведь знаете понятие “новыйрусский”? В наше время тоже стали появляться“новые русские”. Только есть большая разница втом, как они богатели в наше время и как богатеютв вашем сегодняшнем мире. Предприимчивые,трудолюбивые, они прекрасно понимали, что времястарой патриархальной России ушло, необходимрывок, движение экономики вперед. Заботились нетолько о собственном процветании, но и опроцветании в целом отечества – России. Они нежалели ни сил, ни времени, вгрызаясь в новыеэкономические отношения. Входит Лопахин (белый костюм с закатанными долоктя рукавами, галстук, в руках книга) Лопахин: Любовь Андреевна приехала…Хорошийона человек. Помню, когда я был мальчиком лет 15,отец мой покойный – он тогда здесь на деревне влавке торговал – ударил меня по лицу кулаком,кровь из носу пошла…Любовь Андреевна, помню,молоденькая ещё, худенькая, подвела меня крукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской.“Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбызаживет…” Интересно, узнает она меня? Мужичок…Отец мой, правда, мужик был, а я вот вбелом костюме, лаковых башмаках. Со свиным рыломда в калашный ряд… (смотрит на зрителей) Мой папаша был мужик, ничего не понимал, меня неучил, а только бил спьяна, и все палкой. Всущности, и я был такой же болван и идиот. Ничемуне обучался, почерк у меня скверный, пишу я так,что от людей совестно, как свинья. Денег много, авот образования не хватает. Вот читал книгу иничего не понял. Читал и заснул. Учитесь, господа,пока вы молоды и ничем не стеснены! Раневская порывисто встает, ставит чашку,взволнованно ходит. Раневская: Я не могу усидеть, не всостоянии…Я не переживу этой радости…Смейтесьнадо мной, я глупая…Шкафик мой родной…Столикмой… Увидела Лопахина. (с досадой) А, это вы… Лопахин: (целует руку) Вы все такая же великолепная. Мне хочетсясказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. ( смотритна часы ) Сейчас уеду, некогдаразговаривать…ну, да в нескольких словах. Вамуже известно, вишневый сад ваш продается задолги, на 22 августа назначены торги, но вы небеспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно,выход есть. Вот мой проект. Прошу внимания! Вашеимение рядом с городом, и если вишневый сад иземлю по реке разбить на дачные участки иотдавать потом в аренду под дачи, то вы будетеиметь самое малое 25 тысяч в год дохода. Гаев: Какая чепуха! Раневская: Я вас не понимаю, ЕрмолайАлексеевич… Лопахин: Место чудесное, река глубокая.Только, конечно, нужно поубрать,почистить…например, скажем, снести все старыепостройки, вот этот дом, который уже никуда негодится, вырубить старый вишневый сад… Гаев (быстро, горячо, выглядывая из-за плечаРаневской): В энциклопедическом словареупоминается про наш сад! Раневская: (возмущенно) Вырубить? Милый мой,простите, вы ничего не понимаете. Если во всейгубернии есть что - нибудь интересное, дажезамечательное, так это только наш вишневый сад. Лопахин : Замечательного в нем только то, чтоон очень большой. Вишня родится раз в два года, даи ту девать некуда, никто не покупает. Гаев : ( подняв палец) ... в энциклопедическомсловаре... Лопахин: Если ничего не придумаем и ни к чемуне придем, то 22 августа и вишневый сад, и всеимение будут продавать с аукциона. Решайтесь же!Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. Фирс: В прежнее время, лет сорок-пятьдесятназад, вишню сушили, мочили, мариновали, вареньеварили, и, бывало... Гаев: Помолчи, Фирс. Фирс: И, бывало, сушеную вишню возамиотправляли в Москву и в Харьков. Денег было! Исушеная вишня была тогда мягкая, сочная, сладкая,душистая... Способ тогда знали... Раневская: А где же теперь этот способ? Фирс: Забыли. Никто не помнит. Лопахин: Не хочется уезжать. Ежели надумаетенасчет дач и решите, тогда дайте мне знать, явзаймы тысяч 50 достану. Серьезно подумайте. (Уходит) Все молчат. Гаев: Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вотэта аллея идет прямо, прямо, точно протянутыйремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Незабыла? Раневская: О мое детство, чистота моя! В этойдетской я спала, глядела отсюда на сад, счастьепросыпалось вместе со мной каждое утро, и тогдаон точно таким, ничего не изменилось. (Смеется)Весь, весь белый! О сад мой! После темнойненастной осени и холодной зимы опять ты молод,полон счастья, ангелы небесные не покинулитебя...Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелыйкамень, если бы я могла забыть мое прошлое! Гаев: Да, и продадут сад за долги, как это нистранно...( разваливается в кресле, курит сигару и говорит мечтательно, глядя в потолок) Ахорошо бы получить от кого-нибудь богатоенаследство, хорошо бы выдать нашу Аню за оченьбогатого человека...Хорошо бы... Раневская: Посмотрите, покойная мама идет посаду... в белом платье! (смеется) Это она. Гаев: Где? Раневская: Никого нет, мне показалось.Направо, на повороте к беседке, белое деревцосклонилось, похоже на женщину... Входит Трофимов (костюм, рубашка- косовороткаили обычная, но со шнурком, очки, в руках книга,вид слегка рассеянный, слегка взлохмаченыволосы). Садится на стул, углубляется в книгу,читает, теребит себе волосы. Какой изумительный сад! Белые массы цветов,голубое небо... Чехов: Тс-с-с…Господа, это Петя Трофимов. Всеего зовут вечный студент. Ну, еще бы! Уж скоро 30лет, а он все учится, каждый год беретакадемический отпуск, подрабатывает частнымиуроками. В семье Раневской он тоже был учителем,теперь учить некого, но он так и привык к семье,его принимают за родного. Трофимов: (застенчиво снимает шляпу, прижимаетеё к груди) Добрый день, господа. Человечествоидет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что длянас сегодня недосягаемо, для вас, господа, станетблизким, привычным, понятным. (Встает,взлохмачивает волосы) Ведь между нами с вами 100 лет. Это и много имало… Работать надо, господа! У нас в России,работают пока немногие, учатся из рук вон плохо,ничего не читают, в науке ничего не смыслят, вискусстве тем более. Лица серьезные, а за нимипустота… Я не люблю слишком серьезныхфизиономий, давайте помолчим. Снова углубляется в книгу Появляется голова Симеонова- Пищика (костюм,галстук-бант, усики, вид глупый) Симеонов-Пищик: Вы про меня не забыли? ( Бросаетсяк Раневской) Любовь Андреевна! Голубушка! ( Целуетей руку) Мне бы, Любовь Андреевна, душа моя,завтра утречком...двести сорок рублей... Раневская: Нет у меня денег, голубчик. Пищик: Отдам, милая... Сумма-то пустяшная... Раневская: Ну, хорошо, Леонид даст... Дай ему,Леонид. Гаев: Дам я ему, держи карман. Входит Яша с подносом. На подносе стакан сводой, пилюли, через руку салфетка. Яша: Может, примите сейчас пилюли... Пищик: Не надо принимать медикаменты,милейшая... от них ни вреда, ни пользы...Дайте-камне их, многоуважаемая. (Берет пилюли, высыпаетих на руку, дует на них, кладет их в рот, запиваетводой) Вот-с! Раневская: Да вы с ума сошли! Гаев: Экая прорва! Пищик: Я полнокровный, со мной уже два разаудар был, танцевать трудно, но, как говорится,попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй.Здоровье-то у меня лошадиное. Мой покойныйродитель, шутник, царство ему небесное, насчетнашего происхождения говорил так, будто древнийнаш род Симеоновых-Пищиков происходил будто быот той самой лошади, которую Калигула посадил всенате... Но вот беда: денег нет! Голодная собакаворует только мясо... Я теперь в таком безденежномположении, что хоть фальшивые бумажки делай.Хорошо, англичане на моем участке белую глинунашли, денег дали. Чехов: (вскакивает ) Господа! Да вы так современем всю Россию распродадите! По кусочкам... Пищик: А что делать, Антон Павлович, деньгинужны. Вот скоро по моему участку иностранцыжелезную дорогу тянуть будут. Опять-таки денежкибудут. А там, гляди, ещё что-нибудь подвернется несегодня-завтра. Дочка Дашенька, может, в билетвыиграет... Чехов: (с досадой) Распродать, выиграть вбилет!.. Эх, вы! ( садится, отворачивается от всех) Яша: Любовь Андреевна! Позвольте обратиться квам с просьбой, будьте так добры! Если опятьпоедете в Париж, то возьмите меня с собой,сделайте милость. Здесь мне оставатьсяположительно невозможно.( оглядываясь,вполголоса, рука сбоку прикрывает рот) Заграницей всё давно в полной комплекции, это жесчастье – пожить за границей! Само собой...Что жтам говорить, а здесь, сами видите, странанеобразованная, народ безнравственный, притомскука, на кухне кормят безобразно, а тут ещё Фирсэтот ходит, бормочет. ( умоляюще ) Возьмите меняс собой, будьте так добры! (ловит её руку,несколько раз подобострастно целует, Раневская сотвращением его слегка отталкивает, машет, чтобуходил) Чехов: И почему это многие русские такпреклоняются перед иностранщиной... Наши всегдабыли богаты своим умом, так зачем же так слепоподражать Западу! У них история, да и культура неимеют таких глубоких корней, как у нас. Где ихЗолотой век литературы? А Серебряный? ... дико инелепо стесняться своего, отечественного ихвалить зарубежное... Есть у меня в пьесе такая мамзель... Да вот она! Шарлотта: Любовь Андреевна! Ку-ку! А вот и вашаШарлотта! У меня нет настоящего паспорта, я незнаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что ямолоденькая. Когда я была маленькой девочкой, томой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давалипредставления, очень хорошие. А я прыгалаСальто-мортале и разные штучки. И когда папаша имамаша умерли, меня взяла к себе немецкая госпожаи стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошлав гувернантки. А откуда я и кто я – не знаю... Ктомои родители, может, они не венчались...не знаю.(Достает что - нибудь и ест) Ничего не знаю. Такхочется поговорить , а не с кем... Никого здесь уменя из родных- то и нет... Трофимов: У нас в России работают пока оченьнемногие. Громадное большинство тойинтеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет,ничего не делает и к труду не приспособлено.Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят“ты”, с мужиками обращаются, как с животными,учатся плохо, серьезного ничего не читают, ровноничего не делают, о науках только говорят, вискусстве понимают мало. Все серьезны, у всехстрогие лица, а между тем у всех на глазах рабочиеедят отвратительно, спят без подушек, по 30-40 водной комнате, везде клопы, грязь, смрад, сырость,нравственная нечистота. И разговоры, все хорошиеразговоры у нас только для того, чтобы отвестиглаза себе и другим. Пошлость, азиатчина... Лопахин: Знаете, а я встаю в пятом часу утра,работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянноденьги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди.Надо только начать делать что-нибудь, чтобыпонять, как мало честных, порядочных людей. ( раздраженно) Иной раз, когда не спится, я думаю: “ Господи, тынам дал громадные леса, необъятные просторы,глубочайшие горизонты, а мы их так бездарноразбазариваем ... (пауза) За державу обидно...” Трофимов: Вся Россия наш сад. Земля велика ипрекрасна, есть на ней много чудных мест. Мне ещё нет и тридцати, я молод, я ещё студент, яещё многое успею. Я предчувствую счастье, я ужевижу его... Вот оно, счастье, подходит все ближе иближе, я уже слышу его шаги. А если мы не увидим, неузнаем его, то что за беда? Его увидят вот они... вXXI веке... Чехов: Оглянись вокруг, дорогой потомок! Вокруг тебя наш вишневый сад, Да только разбит он и неухожен... Не надо искать, кто во всем виноват. Засучи рукава и примись за работу, Не будь равнодушным к своей земле. Она очень ждет и твою заботу Увидит, поймёт и оценит вполне. Не надо ждать, что придут другие, Начни с себя, ты - рабочий класс, И только делом, хорошим делом Потомки завтра запомнят вас.

ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий